ВЫСТАВКА «ALIMENTARIA-2016» ГЛАХАМИ BRAND BROTHERS

 

 

 

Лучшие продуктовые инновации года, ключевые тренды в 2016 и все самое интересное о продуктах питания и напитках на Alimentaria 2016 (Барселона). Рассказывает Светлана Пронина, директор по новому бизнесу и стратегии брендингового агентства Brand Brothers.

С 25 по 28 апреля в Барселоне прошла 40-я международная выставка продуктов питания и напитков Alimentaria 2016. В течение четырех десятилетий Alimentaria является активным участником наиболее важных изменений в пищевой промышленности, центральной площадкой, где анонсируются многочисленные изобретения, открытия и инновации в области процессов, сырья, упаковки, ингредиентов и хранения. В 2016 году в выставке приняли более 3000 производителей, дистрибьюторов, экспортеров и импортеров продуктов питания и напитков со всего мира.

Alimentaria - это такое уникальное глобальное пространство и событие, где можно увидеть все новые и лучшие продукты одновременно, почерпнуть вдохновение, пообщаться с интересующими специалистами и получить полезную информацию по широкому спектру вопросов. Это не просто tradeshow в самом современном его значении, но мероприятие, претендующее на роль стратегической площадки для индустрий питания, гостеприимства, отельного и ресторанного бизнеса, отражающее весь спектр новых тенденций и потребительских привычек. То, как здесь учитываются интересы разных групп специалистов, вызывает уважение.

Мероприятия на Alimentaria были организованы по таким стратегическим направлениям, как: "Инновации", "Интернационализация и глобализация", "Питательная ценность продуктов и здоровый образ жизни", "Дистрибуция и ретейл", "Маркетинг и коммуникации", "Корпоративная социальная ответственность". К числу интересных инициатив можно отнести конференцию фуд-блогеров, специальную площадку для встреч стартаперов с инвесторами, «Гид по инновациям» (онлайн-библиотека диссертаций, исследований, патентов и т.д.), Конференцию средиземноморских диетологов.

Для меня, как для специалиста брендингового агентства, одним из наиболее интересных событий и площадок в рамках Alimentaria стала премия в области продуктовых инноваций – Innoval 2016. Интересно проследить, каким образом производители реагируют на изменения в потребительском поведении, отвечают на уже существующие потребности, и как влияют на формирование новых.

На Innoval за звание лучших боролись более 230 новых продуктов и напитков в девяти продуктовых категориях: кондитерские изделия, молочные продукты, напитки, вина, мороженое, мясные продукты, масла, свежие продукты и сухие (дегидрированные) продукты. Победителей выбирало профессиональное жюри. Дополнительные награды вручались в номинациях: "Лучшие иностранные инновации", "Розница", HoReCa, "Импульсные каналы", а также в области популярных трендов «Удовольствие», «Здоровье» и «Практичность/Удобство».

Интересно рассматривать новинки в контексте «10 ведущих трендов 2016 года в области продуктов питания», представленных на той же площадке нидерландской исследовательской компанией Innova Market Insights. Многие из этих тенденций уже хорошо знакомы маркетологам, мы можем наблюдать их в течение последних нескольких лет.

Например, тенденция, которая «набирает обороты», в том числе, и в нашей стране, а за рубежом уже переходит в разряд «новых правил» - “Clear labelling”, когда платформа бренда строится на прозрачности и честности бизнеса и продукта, на доверии к источнику происхождения, раскрытии полной информации о составе. Особенно ярко этот тренд проявляется в группе новых «органических» продуктов или продуктов «без ГМО», вышедших на рынок за последний год. Во многих странах, например в США, такая прозрачность обусловлена не только требовательностью покупателей к предоставляемой информации, но общественной инициативой и законодательными положениями. На Innoval cразу три награды получил первый в мире 100% BIO Organic вермут Zarro Ecologico, став победителем продуктовой категории, победителем в номинациях "Ретейл" и HoReCa.

“Free from All” («Без всего») - другая, хорошо знакомая тенденция. Иногда производители так «увлекаются», что упаковка продукта превращается в рекламу ингредиентов, которые он НЕ содержит, вместо того, чтобы доносить информацию о положительных сторонах самого продукта. Характерно, что многие потребители не имеют медицинских показаний к употреблению продуктов без глютена, пшеничной муки, молока или лактозы, но отдают им, тем не менее, предпочтение, полагая, что они более «полезны».

Из продуктов, представленных на Innoval можно привести в пример полностью вегетарианский майонез Salsa Ligera, являющийся на 100% «чистым»» от аллергенов, т.к. не содержит сою, лактозу, глютен, горчицу, кунжут, арахиc и т.д. Или Santiveri, - линейку органического печенья без молока и лактозы, без яиц и с высоким содержанием клетчатки. Еще один пример - Merader. Безглютеновый, безлактозный витаминный коктейль для завтрака.

Интересный тренд - Flexitarian effect («Гибкое вегетарианство»). Настоящие вегетарианцы, на самом деле, составляют лишь незначительную долю населения западных стран. Но число тех потребителей, которые задумываются о влиянии мяса на свой организм или о защите животных, растет. «Гибкие вегетарианцы» предъявляют более высокие требования к вкусу продуктов и их похожести на «настоящее мясо», чем истинные вегетарианцы или веганы, что является стимулом для дальнейших инноваций. Интересно, что в 3 квартале 2015 года в Западной Европе 14% всех выпусков подобных «мясных» продуктов пришлось на заменители мяса.

Характерно, что победителем в номинации «Тренд Здоровье» на Innoval стал продукт-заменитель мяса. Noel Veggie - колбасные изделия на основе яичного белка вместо мяса для невегетарианцев, ищущих альтернативу мясу.

Другой пример - Garden Gourmet. Линейка вегетарианских продуктов с протеинами пшеницы и сои вместо протеинов мяса, победитель продуктовой категории.

В нашей стране, как и на Западе, мы наблюдаем «моду» на возрождение традиционных процессов и технологий, таких как, например, ферментация. Они более просты и понятны потребителю, воспринимаются как естественные, по сравнению с современными технологиями, которые ассоциируются с «искусственностью». Это еще одна из ключевых тенденций в области продуктовых инноваций.

«Зеленый свет» овощам. Потребителям хорошо известна польза овощей и зелени и необходимость увеличить их потребление. Однако, они не всегда это делают, предпочитая продукты с более «ярким вкусом». Увеличение количества комбинированных смузи, пасты с очень высоким содержанием овощей помогают решить эту проблему.

Snapea. Принципиально новый тип вкусного и полезного хрустящего снека из зеленого горошка и риса. Натуральный продукт без глютена, с высоким содержанием пищевых волокон, протеина, кальция и железа

«Назад к корням» или «связь с истоками». Поколение двухтысячных все чаще попадает в фокус маркетологов, что создает необходимость отсылки к истокам происхождения продуктов, побуждает рассказывать их историю, формируя их восприятие как «правильных» и настоящих».

Одним из популярных направлений является создание «ремесленных» продуктов, эта территория эксплуатируется даже такими транснациональными гигантами как Nestle.

Так, продукт в духе ремесленного шоколада Nestle Las Resetas De La Chocolateria стал победителем в номинации «Тренд Удовольствие» и победителем в категории кондитерских изделий.

«Протеиновый бум или спортивное питание - в массы». Преимущества таких компонентов спортивного питания, как протеин и ингредиенты, дающие энергию, постепенно становятся доступными всем слоям населения. Продукты, ранее предназначавшиеся только для спортсменов, сейчас предлагаются другим категориям потребителей в рамках платформы «здоровый образ жизни». В США в 2015 году количество новых продуктов, использующих клейм «источник протеина» либо «высокое содержание протеина», на 250% превысило этот же показатель 2011 года.

Слоган на упаковке Pascual PRO - единственного молока с повышенным на 50% содержанием натурального молочного протеина и жирностью 0% призывает употреблять его на завтрак чтобы «Все смочь».

Другой пример - Vive Soy. Digestiva. Продукт для улучшения пищеварения. Рисовый напиток c содержанием хлорида, который регулирует уровень PH и помогает организму усваивать пищу.

The indulgence alibi (“Оправдание потакания своим слабостям”). Для некоторых категорий продуктов, таких как шоколад или десерты, казалось бы, нет убедительной причины брать за основу «здоровое» позиционирование. Но, тем не менее, озабоченные здоровым питанием потребители хотят иметь обоснование целесообразности даже для тех продуктов, которые едят исключительно для удовольствия. В данном случае классические «алиби», которые «подкидывают» потребителям маркетологи, - питательность и натуральность ингредиентов.

Вкусы со всего мира или потребность в новом гастрономическом опыте. Активно путешествующие потребители ждут более оригинальных и аутентичных продуктов из всех уголков земли. Такие потребители готовы к новым вкусовым ощущениям и даже к совмещению на первый взгляд несовместимых ингредиентов. Многие россияне уже успели оценить прелести гастрономического туризма. Сужение возможностей путешествовать для наших потребителей в текущей экономической и политической ситуации вполне может усилить желание приобщаться к мировой гастрономии через товары с полки ближайшего супермаркета.

Например, с помощью восточной лапши Yatecomo для гурманов от Gallina Blana, вдохновленной оригинальными японскими рецептами.

Помимо описанных ключевых тенденций 2016 года (по версии исследовательской компании Innova), я бы отметила следующие направления инноваций, особенно ярко выраженные среди участников конкурса Innoval.

Стремление к еще большему удобству и экономии времени остается мощным стимулом к улучшениям. Эти задачи решаются, например, путем создания новых форм продукта.

Одна из них - пастеризованные яйца в упаковке с краником Campomayor. Неожиданный продукт для обычного потребителя, но очевидно удобный для профессионального применения, хранения и транспортировки. Можно выбирать: отдельно желток, белок, либо и то и другое вместе.

Стоит отметить такую новую форму, как «икринки» или pearls («жемчужины») для продуктов, которые мы привыкли употреблять жидкими: растительные масла, бальзамический уксус. Это и удобно, рационально и эстетично.

Иногда упаковка становится частью технологии приготовления, обеспечивая продукту уникальные свойства. Так, победитель в категории мясных продуктов – Moralejo Selección, баранина и молочный ягненок для быстрого приготовления в печи. Продукт отправляется в печь прямо в упаковке-пленке для запекания, за счет чего время приготовления сокращается примерно вдвое, при этом обеспечиваются высокие вкусовые качества и традиционный вкус.

Готовые блюда, как всегда, «в тренде» и становятся все более изысканными, каественными и «свободными» от ненужных добавок.

Как, например, полностью готовые к употреблению блюда из курицы Chef Ideas, в поддонах для разогрева в микроволновке. Конечно же, никаких красителей и консервантов. Или готовые блюда Tello.

За счет использования новых растительных ингредиентов обычные продукты «повышают свой статус» в качестве «здоровых» и «полезных». Например, Maestro Di Modena – это пицца ручного изготовления из новой злаковой культуры Tritordeum, гибрида пшеницы durum и дикого ячменя с уникальными полезными свойствами.

Dulcesol Innova - линейка выпечки с содержанием водорослей Chlorella, известных высоким содежанием протеина, витаминов минералов и незаменимых аминокислот. И,наконец - Lineo - майонез на основе льняного масла прямого холодного отжима.

Алкогольные напитки также стремятся стать более «натуральными и здоровыми»: слабоалкогольный газированный винный напиток с содержанием алкоголя 4,8%, без глютена, натуральный, низколкалорийный, без искусственных красителей и добавок. Продукт предназначен для молодежной аудитории.

Продукты с «добавленной пользой», как, например, Molino Spadoni. Профессиональная мука для пиццы с добавлением активированного угля, который, как известно, полезен для пищеварения, но еще, оказывается, улучшает структуру теста.

Решить определенную практическую задачу, например, - быстро взбодрить или снизить холестерин натуральным путем помогут функциональные продукты.

Жвачка-энергетик L.A.Fuel., одна подушечка которой содержит 100 мг кофеина (примерно равнозначно 2-м чашкам эспрессо), обеспечит эффект бодрости всего через 5 минут (по сравнению с 30 минутами, которые нужны энергетическому напитку).

Avenacol De Cuetara. Печенье с бетаглюканом пшеницы, стопроцентно натуральный способ снижения холестерина.

У наблюдателя может возникнуть ощущение, что рационализация питания развивается слишком быстро, и что через десятилетие-другое любой продукт мы будем употреблять иключительно с определенной целью, как лекарства по рецепту. Но, сегодня, к счастью, еще осталось кое-что просто «красивое» и «вкусное», так что пока можем получать удовольствие! Dulcesol Macaroni.

Share on Facebook
Share on Twitter
Please reload

  • Facebook - черный круг
  • Instagram - черный круг
  • Twitter - черный круг

105064, Россия, Москва, Нижний Сусальный пер, 5с4